Горный Алтай - достопримечательности Телецкого озера и окрестностей

лодка Дракон
Обновлено:

С чего все начиналось

Мы узнали о достопримечательностях Телецкого озера от друзей.

"Зима в этом году очень снежная и холодная. Значит по всем приметам лето будет теплым и мало дождливым."

Так рассуждал наш товарищ, Алексей, к которому мы с женой пришли в гости, в один из холодных январских вечеров. Алексей со своей женой Ириной, пригласили нас с Натальей, чтобы обсудить планы на будущее  лето - куда поехать  в отпуск.

В прошлом году мы совершили совместное автопутешествие на Черное море и у Алексея созрело альтернативное предложение на счёт отдыха в этом году, для обсуждения которого он и предложил нам собраться у них за рюмкой чая.

У него был рекламный буклет, про жемчужину Алтая - озеро Телецкое (Алтын-коль, что в переводе с языка телесов означает "Золотое озеро"). Вот туда он и предложил поехать на машинах чтобы осмотреть достопримечательности Артыбаша и озера Телецкого.

Дракон на Алтын-колеОдна из достопримечательностей Телецкого озера лодка "Дракон"

Когда мы поделились планами с друзьями, то оказалось, что один из них в молодые годы был на Телецком по путевке и хотел бы побывать там снова. Мы заглянули в интернет, что он нам расскажет об этом чудном озере, посоветовались и решили, что надо ехать.

Приезд на турбазу "Золотое  озеро" в поселке Артыбаш

И вот мы на трех машинах проезжаем через реку по мосту. А под нами бьётся и мечется бурная, неукротимая река Бия. Если из озера вытекает такая река, то какое же оно это озеро Телецкое

Нам на турбазе предложили выбрать самим себе комнаты, в старом корпусе бывшего пионерского лагеря. Владимир, который после окончания ПТУ был на Телецком по путевке, рассказал, что в прошлый раз он жил в этом корпусе. Мы выбрали себе комнаты, в которых не сильно текла крыша и поселились. Притащили из коридора панцирные кровати. А матрацы, одеяла и постельное белье получили у коменданта. Нас очень удивили цены за проживание, которые оказались выше Сочинских. Недалеко стояли новенькие домики, но мест в них не было. Накануне приехала группа иностранцев. Они поселились и ушли в пеший поход в горы.

Ужин и ночёвка прошли без приключений.

Первые экскурсии, первые впечатления

На следующий день после завтрака мы отправились на экскурсию на огромной лодке, которая носила имя "Дракон". Нам рассказали, что эта лодка была построена ещё в шестидесятые годы.

лодка Дракон в 60-ые годыТуристов приглашают посетить остров "Каменный" на лодке "Дракон"

И Владимир подтвердил, что ему довелось видеть "Дракона" в парусно-весельном исполнении. Да, в те времена паруса на Телецком были не редкость, а в наш приезд озеро украшал лишь одинокий парус катамаран "Простор" привезенный нами с Урала. (Через пару дней про это узнали телевизионщики, приехали и сняли катамаран на рекламный ролик). Ну а мы попали на Дракон уже без паруса и весел, под мотором. На лодке нас отвезли на остров "Каменный", который образовался после падения метеорита. Одна сторона острова была действительно каменная, а другая была покрыта плотным травяным ковром, который в ближайшем рассмотрении оказался настоящим луком. А посредине луковых зарослей была большая поляна земляники, вся усыпанная ягодами. Погода стояла хорошая, день был тёплый и солнечный. Нас удивило отсутствие летающих насекомых. Оказалось, что здесь не водятся кровососущие насекомые. Нет ни мух, ни паутов, ни мошки, ни комаров. И даже клещи практически не встречаются. Вот такой благодатный край.

Вернувшись на базу мы тут же пошли в следующий поход к ближайшим ручьям. Лес в основном был сплошным кедровником. Но встречались и сосны, ели, пихты.

Про ели - отдельный разговор. Они все как гирляндами обвиты длинными полосками мха. Такой мох на елях мы до этого встречали только на Домбае, когда ездили туда кататься на горных лыжах.

Этот вид мха растёт на деревьях только на высокогорье, где самый чистый воздух.

Изредка попадались какие-то непонятные деревья, отдалённо напоминающие пальмы.

Нам объяснили, что в районе озера произрастают десятки видов реликтовых растений, которых нет больше нигде на Земле.

Именно из таких растений миллионы лет назад образовались залежи каменного угля. В лесу было много ягодного кустарника. А смородина была представлена всеми известными нам видами - чёрная, белая и красная.

Вдоль горных ручьев буйно разросся бадан - русский женьшень.

Полюбовавшись всей этой красотой и небольшими водопадами, мы вернулись в лагерь. Настроение было замечательное. На следующий день мы решили собрать катамаран и отправиться в путешествие по озеру под парусом.

Белеет парус одинокий над "Золотым озером"

Катамаран мы привезли на машине в разобранном состоянии. Металлические и пластиковые части из которых собирается рама, мачта, рули и шверты, в специальном чехле перевозили на верхнем багажнике, а надувные поплавки с мешком для надувания, натяжную палуба и парус - в штатном багажнике.

Катамаран на верхнем багажнике машиныОстановка в пути по дороге на озеро Телецкое.

Всё это хозяйство весило чуть больше тридцати килограмм. И вот мы, трое мужиков, сразу после завтрака, без особых усилий принесли все части катамарана на берег. Через полтора часа катамаран "Простор" был собран и готов к отплытию. Мы всей командой - шестеро взрослых и двое детей вошли на борт и тут же отчалили, предварительно одев на детей спасательные жилеты.

Озеро было не очень приветливо из-за низкой температуры воды. Большой волны не было. Поплавки у катамарана мы установили не штатные а специальные сплавные, которые по грузоподъемности в два с половиной раза превышали штатные поплавки.

Наш парус на ТелецкомНа Алтайскую землю снова пришли паруса!

За счёт этого катамаран почти под двойной нагрузкой уверенно держался на воде, а за счёт такой нагрузки вероятность переворота сводилась к нулю, даже при штормовое ветре.

А ветер, кстати был хоть и не штормовое, но и не слабый. Но дул он нам прямо навстречу. Как мы в дальнейшем выяснили, летом на озере дуют два ветра.

Это верховка, которая дует с юга на север с утра и до двух часов и низовка, которая дует с двух часов и до самого вечера.

И так как наша турбаза была расположена в посёлке Артыбаш на северной оконечности озера, то наш путь с утра и до обеда был на юг, то есть как раз навстречу верховке. Пришлось идти галсами, от берега к берегу. Но пройти нам удалось только около десяти километров и нужно было поворачивать. Мы рассчитывали, что сейчас быстренько долетим до места при попутном ветре. Но вот тут-то мы и узнали про низовку. Только мы повернули назад, как ветер сменился, и весь обратный путь мы снова шли галсами против ветра и добрались до базы только к вечеру. Вечером шашлык, а на следующий день решили отправиться на экскурсию к водопад Корбу, зафрахтовав для этого катер. На катамаране, из-за особенностей здешних ветров добраться за день до водопада не представлялось возможным.

Путешествие к водопаду

С утра мы вышли на берег и подошли к владельцам катеров, которые за солидное вознаграждение возили туристов на водопад. С трудом удалось одного уговорить. Все отказывались, ссылаясь на то, что с такой нагрузкой катер не выйдет на глиссаду и придётся плыть до места несколько часов.

А лихой парень, который согласился нас везти, посадил мужиков на нос катера, а женщин и детей на штатные места, вывел катер на глиссаду и через час мы были на месте.

Там нашу команду встретил проводник, который и провел нас по деревянным мосткам к водопаду.

водопад Корбу - трудно найти место поживописнее этогоНа горных реках, впадающих в Телецкое красивейшие водопады

Топтать здешние леса запрещено. Это все заповедное. Передвигаться можно только по специальным мосткам. Подойдя до водопада и вдоволь налюбовавшись его красотой мы отправились назад к катеру.

Проводник рассказал, что высоко в горах есть ещё один водопад, в два раза больше этого, но идти туда нужно очень далеко, с ночевкой и мы решили, что нам экзотики хватает и без этого.

Мы снова расселись на катере по своим местам и в это время пошёл проливной дождь, который не прекращался всю обратную дорогу и мы насквозь промокли и продрогли.

Ненавязчивый сервис

Приехав на место мы сразу отправились в кафе, чтобы согреться. Заказали "согревающего" и бутерброды с икрой.

Бутерброды нам подали очень оригинально. Принесли булку хлеба, пачку масла, банку икры и нож и сказали - "кушайте на здоровье".

Вот такой в то время там был местный ненавязчивый сервис.

Наши будни на Телецком

В последующие дни, а были мы там всего неделю, мы катались на катамаране, ходили в лес, куда не запрещено, за кедровыми шишками и ягодами, покупали у местных рыбаков рыбу - хариуса и сига и коптили ее. Объедение.

Кстати рыба там живёт не в самом озере, а в многочисленных реках впадающих в него. А в озере рыба проходная, из речки в речку.

А какие там Туманы! Вернее даже не туманы, а облака, которые спускаясь, стекая с гор плавно ложатся на озеро. Великолепное зрелище, которое мы наблюдали в основном по утрам.

Да, ещё одно. Все рыбаки, которых мы видели - русские. А местное население, очень похожее на Американских индейцев неизвестно чем занимается. Трезвых мы не встречали. Как и на что живут? Непонятно.

Сплав по Бие

Но в один из дней мы решили побаловать себя ещё одним приключение. Мы купили экскурсию на однодневный сплав по реке Бия, которая при слиянии с рекой Катунь, превращается в великую Сибирскую реку - Обь.

Как я уже говорил нас было восемь человек - шестеро взрослых и двое детей. С нами на сплав пошли два инструктора. Для сплава был использован специальный славной плот. Он представлял из себя большую десяти местную надувную лодку, одетую в прочную пластиковую броню. По дну лодки были  натянуты широкие ленты, чтобы держаться за них ногами. .

Старт был на берегу озера. Мы надели спасательные жилеты и сели в плот на борта, а ногами зацепились за натянутые ленты. Каждому в руки дали весло и мы стали учиться грести на глади озера, чтобы на стремнину реки выйти уже готовой командой и делать то, что нам будут говорить наши инструкторы.

Но вот мы и подошли к истоку реки. Спокойные воды озера как будто срываются и бросаются круто вниз, образуя стремительный поток. Нам было сказано крепче держаться ногами за верёвки, чтобы не выпасть в холодную воду и постараться не выронить из рук весла, что мы и старались делать.

Вскоре вдалеке послышался рокот, постепенно, по мере приближения, превратившийся в оглушительный рев. Это был первый порог.

Нам было сказано, что этот порог самый маленький с высотой валов до полуметра. А следующие пороги будут с высотой валов до метра, а последний, самый длинный - до полутора метров.

Проходя порог мы гребли и табанили, как нам говорили или вернее кричали, перекрикивая шум взбесившейся воды, наши инструкторы. Вода в реке была абсолютно прозрачной. И глядя в воду мы видели стремительно, на огромной скорости проносящееся под нами дно реки. Когда первый, самый маленький порог был пройден, мы стали прислушиваться и вскоре услышали шум приближающегося к нам следующего порога. И вскоре мы с содроганием увидели впереди взлетающие в небо метровые и полутораметровые валы воды.

Третий и четвёртый пороги мы проходили уже почти как профессионалы.

День подходил к концу. Наши инструкторы объявили нам, что последний наш порог пройден и за следующим поворотом реки нас ждёт машина, чтобы отвезти нас назад на базу.

Вот так вот. А мы только вошли во вкус, только начали испытывать восторг от этой реки с её опасными порогами.

Впечатление от сплава было незабываемым. И в дальнейшем мы ещё не раз ходили на сплавы по Башкирским и Пермским рекам.

Эпилог

Но вот, запланированная нами на отдых неделя, подошла к концу.

Прощай Алтай, привет Урал!Прощай Артыбаш, привет заповеднику, мы отправляемся назад, на уральские водоемы

И мы отправились в обратный путь. На вторую ночь решили не останавливаться на ночлег и в Екатеринбург въехали на рассвете. Утро было ясное и восходящее солнце поднимало настроение. Сразу вспомнилась известная песня про Свердловск и мы с женой с удовольствием запели:

Рассвет встает над городом. Заря - светлым светло!                                      Как любо все и дорого и на сердце тепло...

До нашего города оставалось проехать каких-то семьдесят километров и на этом наше Алтайское путешествие закончилось, но осталась масса впечатлений, воспоминания о которых навели на лирический лад и родилась песня, переделанная из песни Макаревича - "Синяя птица".

"Мы в такие мотались дали, Что не очень-то и рискнешь.

Мы и сами не ожидали, Что Алтай будет так хорош!

Мы там были всего неделю, Но запомнили навсегда

Воду, Небо, Туманы, Ели… И всем мы скажем - " Вот это дааа…! "

Нас Челяба всегда манила. И вот в свете последних дней,

На Тойота, Девятках, Нивах, Очень любим гонять по ней.

Ловим рыбу, на яхте ходим, Чтоб свободу свою спасти.

И вот теперь снова бога молим, Чтоб чаще были туда пути.

Нам приятно, что в эти годы Мы сдружились ещё сильней

Пусть летают на Юг самолёты, Мы влюбились в стальных коней.

Пусть дорога раскинется шире, Мы не можем прожить без неё.

Мы знаем самое синее в мире, Это Чёрное море моё!

Да! Да! Да! Самое синее в мире - ЭТО ЧЁРНОЕ МОРЕ МОЁ!!! "

P. S.

Озеро Телецкое, одно из глубочайших озер мира. Само озеро, его берега, равнины, леса, горы и множество впадающих в него рек с прекрасными водопадами, это просто сборник природных достопримечательностей.

На этом все. Желаю вам приятных, запоминающихся путешествий и приключений по нашей великой Родине.

" Не нужен мне берег Турецкий.И Африка мне не нужна… "

Россия большая и заветных, потаенных уголков у неё множество!

Чтобы все объехать, обойти, целой жизни не хватит.

О своих путешествиях по разным водным местам России я делюсь в своей рубрике Моря Озера Реки.