На катамаранах по реке Нугуш в Башкирии - фото и видео отчет

Нугуш
Обновлено:

Сплавы по рекам бывают разной степени сложности, в зависимости от категории реки и времени года.

Ранней весной уровень воды в реках высокий, вода ледяная, а течение быстрое и бурное, но в это время и многие пороги прячутся под водой, зато, те которые не ушли на глубину, становятся на порядок опаснее.

Летом, как правило, реки мелеют и некоторые даже практически пересыхают и становятся почти непроходимыми для катамаранов которые сплавщики называют  коротко - каты.

Вот на такую реку нам и суждено было попасть на сплав в середине июня 2014 года.

Смотрите фильм.

Решение пойти на сплав

Ольга и её муж Олег - с молодых лет были заядлыми сплавщиками и походниками. Они прошли на катах по многим рекам самых сложных категорий.

Те годы ушли безвозвратно и на категорийные сплавы идти уже не манит, но душа человеческая не стареет. Она осталась юной и жаждущей приключений, а рек у нас в стране и некатегорийных сколько угодно, поэтому Ольга собравшись на очередной сплав, позвала с собой свою подругу Татьяну, старшую сестру моей жены и предложила ей пригласить и нас с Натальей.

Мы подумали и согласились, прихватив с собой и нашу внучку.

Опасности, которые подстерегают на сплаве

Когда говорят, что на сплаве опасно, то подразумевают не только возможность утонуть. На некатегорийных реках это как раз очень маловероятно. Но есть множество других опасных моментов, к которым нужно быть готовым.

Любой сплав, кроме самых "матрасных", подразумевает что вас забрасывают с вашей командой в верховье какой-то горной речушки, вдали от цивилизации. Там вы собираете каты и спускаетесь по этой речке до места, в котором у вас назначена встреча с эвакуационной машиной. До этой встречи вам необходимо добраться к заранее обговоренному времени. И путь ваш будет проходить по местам, где нет никакой связи с человечеством и до ближайшего жилья десятки, а то и сотни километров.

Ведь все мы люди и подвержены болезням. А при некоторых обстоятельствах есть возможность получения травмы. Также не исключены встречи с дикими животными.

В этих случаях надеяться на какую-то помощь извне, не приходится. Одна надежда только на себя и своих товарищей.

"надеемся только на крепость рук, на руки друга и…."

Вот к таким поворотам и нужно быть готовым, когда собираешься на сплав. Нам с женой пришлось очень сильно подумать, прежде чем решиться на это путешествие.

Дело в том, что у Натальи этой весной случился инсульт, после которого она лежала в больнице, а потом её направили на реабилитацию в санаторий "Руш", под Нижним Тагилом. И ей были противопоказаны физические нагрузки. Но нас поддержала внучка. Она сказала, что за бабушкино весло сядет сама, а бабуля будет у нас корреспондентом.

На том и порешили.

Даёшь Уфу!

Стартовать было решено из столицы Башкортостана - Уфы.

Мы заключили договор и купили путевки у уфимской фирмы, которая организует сплавы.

Они обеспечивают команду всем необходимым, а именно - катамаранами, палатками, спальными принадлежности, навесом от дождя, столом и лавками, походной баней, котелками, для приготовления пищи, набором продуктов питания на период сплава, а также охраняемую стоянку для наших автомобилей и транспортом для заброса группы к месту спуска катов на воду и эвакуацию от конечной точки путешествия. А ещё с командой направляют инструктора - проводника.

Отъезд из Уфы был назначен на утро субботы и мы в пятницу на машинах отправились туда, по указанному нам адресу,с целью доехать до места сбора ночью и к утру быть готовыми выдвинуться на предоставленном нам фирмой транспорте, на встречу к приключениям.

Первый бросок от Уфы до верховьев Нугуша.

В Уфу мы выехали на трех автомобилях из трех разных городов - Новоуральск, Ижевск, Сарапул и ночью встретились на месте сбора. Переночевали по походному, в машинах, а утром подъехал представитель фирмы и проводил нас до места стоянки автомобилей, которые на время путешествия будут дожидаться нас в Уфе.

газель

Затем мы пересели в Газель с прицепом, уже загруженным всем необходимым. К нам по дороге села девушка, которая была нашим инструктором и мы в приподнятом настроении отправились в путь к отправной точке сплава.

Дорога была неблизкой, да ещё оказалось, что в глубинке Башкирии существуют проблемы с бензином. На одной из заправок пришлось стоять в ожидании бензовоза около трех часов, но ничего не поделаешь, так как дальше на нашем пути заправочных станций не было.

мостик

Но зато в это время появилась возможность поснимать близлежащие  горы, речки, ручейки и красивые мостики через них.

Но в конце концов мы доехали до места, разгрузили прицеп и Газель, попрощались с водителем и остались один на один с рекой.

Подготовка и загрузка катамаранов, проба воды и первая ночевка

Место сборки катов было выбрано на окраине небольшой деревушки. Это был последний очаг цивилизации, который нам встретился перед нашим многодневный походом в неизведанное, так как на всем пути следования больше не было ни одного населённого пункта.

сборка катов

Мы решили поскорее собраться и отчалить, чтобы до темна продвинуться на несколько километров от жилья вниз по течению реки и там остановиться на ночлег.

И пока почти вся наша команда занималась сборкой и погрузкой  катов, старшие женщины сварили нам обед, плавно переходящий в ужин.

Варится обед

Подкрепившись, разместились на своих плавсредствах и после команды горниста отчалили и "аллюр три креста".

Ольга горнистка

Через несколько километров нашли подходящее для ночёвки место, разгрузили каты, поставили палатки, столы и лавки. Поужинать решили всухомятку и тем, что осталось от обеда, так как уже стемнело и пора было спать. Завтра предстоял тяжёлый день и мы даже ещё не предполагали насколько тяжёлый. Потом посидели у костра, попели походные песни под гитару, а как-же без этого и отправились на боковую.

Будни на сплаве

Поднялись с рассветом. Собрали палатки, упаковали вещи в специальные непромокаемые мешки и полиэтилен и пока мужчины крепили  скарб на каты, женщины готовили завтрак, с таким расчетом, чтобы хватило и на обед.

Впереди нас ждал долгий и нелёгкий многодневный путь от верховьев Нугуша, до  водохранилища.

Первые проблемы

В этом году река совсем обмелела. Дождей не было больше месяца. Все пороги превратились в груды огромных валунов, между которыми протекали ручейки воды. В таких  местах нам приходилось не сплавляться по реке, а перетаскивать наши каты через через непроходимые каменные русла. И хотя сами каты относительно лёгкие, но они были нагружены необходимыми в походе вещами, вес которых на каждом судне  был около двухсот пятидесяти - трёхсот килограмм. А это уже, согласитесь, довольно серьёзная проблема.

воды нет

А в тех местах, где в обычные времена река движется спокойно, после засухи течение практически отсутствовало. За все время нам встретились только пять - шесть участков реки, на которых мы получили истинное сплавное удовольствие. Мы называем это - "покатушки" .

Какая красота вокруг

Путь наш пролегал по нетронутым нещадной человеческой рукой  заповедным местам. Отвесные скалы были то по одному берегу реки, то по обоим - когда мы попадали в ущелье. А в одном месте река обегала горный массив по кругу и глядя на карту можно увидеть очертания кленового листа. Это место на реке так и называется - пятилистник.

деревья на скалах

Скалы по берегам, хоть и абсолютно отвесные, но покрыты чудом прицепившимися к ним елями, берёзами и другими деревьями.

Периодически в нашу реку то слева, то справа впадали небольшие речушки и ручейки. Некоторые текли прямо со скал и из них мы набирали вкуснейшую, холодную(зубы ломит) питьевую воду.

ручей

Иногда то высоко, то низко в скалах виднелись черные проёмы пещер, которые когда-то служили убежищами первобытных людей.

пещеры

А там где скалы были не слишком крутые, мы забирались на склоны и собирали грибы - белые и красноголовики. Потом варили из них суп и готовили жареху. Вкуснотища!

Интересная встреча

Конечно многие из нас видели на озёрах и реках различных водоплавающих птиц. В основном это утки - кряквы, чирки, чомги и другие представители отряда утиных.

Но здесь, на Нугуше, нам повстречалась утка абсолютно незнакомого нам вида, необычной рябой раскраски и забавного поведения.

А дело было так. Мы выплываем (как Стенька Разин) из-за очередного поворота "на простор речной волны" и видим идилическую картинку.

Утка с огромным выводом маленьких утят, плывет прямо к нам навстречу.

утка с утятами

Завидев каты утка тревожно затараторила и бросилась удирать, зазывая за собой выводок. Но малыши явно отставали. Тогда утка притормозила и все утята кубарем закатились маме на спину и та быстренько умчалась от нас в прибрежные заросли. Момент, когда утята забираются на утку, нам удалось зафиксировать.

"Коршун лебедя клюёт"

Это у Пушкина, а у нас была немного другая история.

Мы увидели впереди вдалеке над водой как-то странно летает крупная птица. Когда мы подобрались поближе, то поняли, что это скопа - хищник, отряда соколиных.

Скопы живут недалеко от рек и озёр. Естественным врагом и конкурентом у них является только белохвостый орлан, который также, как и скопа питается рыбой и водоплавающей живностью. Чтобы овладеть добычей и орлан и скопа буквально ныряют в воду.

Вот так и здесь, скопа то поднималась над рекой, зорко всматриваясь вниз, то кидалась в воду и снова взлетала ни с чем.

Она выследила то-ли подраненую, то-ли просто молодую утку, нам издалека было плохо видно и пыталась её поймать. А утка, едва вынырнув и хватанув воздуха снова ныряла, стараясь уйти с открытой воды в травяные заросли у берега.

Чем закончился этот поединок нам не довелось увидеть. Удалось утке спастись или она стала обедом для скопы, мы так и не узнали. Река унесла нас за очередной поворот.

Вот так жестока бывает природа.

Землятресение? Нет, стадо лосей

На одной из ночевок с нами случилось такое происшествие.

Мы расположились лагерем на галечной косе, которая в обычное время была дном реки, но во время засухи превратилась в часть берега. В этом месте река с двух сторон была зажата отвесными скалами и другого места для ночёвки в этом ущелье просто не было.

табор

Небо было безоблачным, звёздным, ни ветерочка, абсолютный штиль и тишина.

И вот в такой идилии мы легли спать и после очередного трудного дня мгновенно уснули.

Разбудил нас неимоверный грохот. Было такое впечатление, что случилось землетрясение и окружающие нас скалы обрушились и валятся на наш лагерь.

Ничего не понимая мы, сонные выбрались, настолько быстро, насколько смогли, из палаток и увидели в свете звезд удаляющееся от нас по галечной косе на огромной скорости большое стадо лосей, которые, пока мы спали, пронеслась через наш лагерь, на счастье не споткнувшись ни об одну палатку.

Повезло.

Походная баня

На последнюю ночёвку остановились гораздо раньше обычного. Завтра после обеда мы должны быть в конечной точке сплава - на водохранилище, там будет встречать машина, которая увезет нас в Уфу.

Людей за весь путь мы видели только один раз. Нам на встречу, вверх по течению промчались трое парней на квадрациклах.

Парни на квадрациклах

А сегодня мы решили отдохнуть перед последним рывком.

Погода стояла отличная. Солнце, жара и не ветерочка.

Мы разбили лагерь, поставили палатки, столы и лавки. Женщины занялись приготовлением пищи на ужин и на завтрашний день, так как завтра пойдём до конца маршрута без остановок.

палатки

Мужчины занялись заготовкой берёзовых дров для костра и бани и сооружением банного очага из валунов и камней поменьше.

Затем развели костер для приготовления пищи и сразу же начали протапливать свою импровизированную  банную печь. Одновременно с этим недалеко от очага поставили банную палатку.

очаг

Часа через три камни вокруг очага раскалились, мы выгребли  недогоревшие дрова и угли, а затем поставили сверху палатку, плеснули на камни немного воды и палатка надулась, приняв шаровидную форму.

баня

Баня была готова.

Мы с огромным удовольствием попарились, и приняли контрастные ванны в прохладной воде Нугуша.

Потом сели ужинать, попели походные песни и легли спать, отдохнувшие, чистые и довольные. Это была наша последняя ночевка на этой реке.

Но приключения ещё далеко не закончились, об этом нам суждено было узнать только завтра.

Последнее испытание воли - ураган

Утро было спокойным и природа не предвещала никаких сюрпризов.

Мы свернули лагерь, упаковали вещи, погрузили их на каты и отправились в путь. Река становилась все шире, а течение медленнее. Приближалось водохранилище. И в это время нам на встречу стал поддувать лёгкий ветерок. Мы дружно налегли на весла, а ветер все крепчал, постепенно превращаясь в настоящий ураган.

Поднялась высокая волна и течение реки повернуло к нам навстречу. Ветер гнал воду из водохранилища в устье и высоко сидящие над водой каты превратились в паруса и противостоять сильному ветру и течению мы были не в силах.

Мимо нас дважды проносились мощные катера. Мы махали им, звали на помощь. Один катер подошёл к нам. У нас спросили нет ли больных, раненых и услышав отрицательный ответ, умчалась прочь, хотя они прекрасно видели, что мы были уже без сил и  просили отбуксировать нас до водохранилища.

Одному из наших катов удалось добраться до противоположного берега, под ветер. Вскоре они дошли до ближайшей водной станции и договорились там с владельцем катера, чтобы он взял нас на буксир и помог добраться до места, где будет ожидать машина.

Парень подцепил каты по бокам катера и потащил нас навстречу волнам, которые перехлестывали через катамараны и даже через катер, в каюте которого прятались девчонки.

С большим трудом ему удалось выполнить задачу по нашей буксировке на своём катере с пятидесяти сильным двигателем.

Ура! Мы добрались!

Неласково встретило нас водохранилище

Разгрузили и разобрали катамараны и сели перекусить, в ожидании машины, которая почему-то опаздывала. Но в конце концов, хоть и с большим опозданием, но машина подошла. Пока мы её ждали, ураганный ветер стих.

P. S.

В Уфу мы добрались только ночью. Пересели в ожидавшие нас автомобили, попрощались с попутчиками и две машины отправились одна в Ижевск, другая в Сарапул, а мы с женой и внучкой решили продолжить путешествие и поехали в Самару. Там на великой реке Волге у Натальи живёт ещё одна сестра со своим семейством.

Всего вам доброго.

Владимир Бабюк.

2020 год.

автор

2 комментария

Аватар комментатора Жданов У Автор: Жданов У

Яркая, насыщенная статья. Красочно описаны события. Фильм и фотографий дополняют статью. Как будто сам побывал на сплаве.

Аватар комментатора Владимир Бабюк Автор: Владимир Бабюк

Ульфат. Фото и видео материалы снимала в основном внучка Эвелина, а смонтировала фильм Натальина сестра Галина.