Самостоятельная постройка парусной яхты, проект и инструкция

Крейсерский швертбот "Эвелина"
Обновлено:

Самостоятельное строительство - парусная яхта своими руками.

Кто не мечтает иметь собственную яхту, управлять парусами и парить как птица над водными просторами, обгоняя ветер, а ведь это вполне реально, если построить парусную яхту своими руками! Знайте, что если мечтаешь по настоящему, то мечта обязательно сбудется. (А для начала необходимо узнать основы яхтной терминологии.)

Однажды вечером, читая "Нашу городскую" газету, я наткнулся на статью, которая меня очень заинтересовала и я тут же прочитал её жене.

В статье говорилось о новом обучающей проекте, который открывает Станция юных техников (СЮТ). И что в итоге, участники проекта станут владельцами собственных парусных судов.

КАТАМАРАН

паруса на Телецком озереДолгое время нас выручал парусный катамаран

Мы с женой много лет увлекались парусным туризмом и полюбили путешествия под парусами. Прошли по водным путям Свердловской и Челябинской областей сотни километров, забрались со своими парусами даже на Горный Алтай, на озеро Телецкое(читайте про это здесь), из которого берет свое начало река Бия, при слиянии с рекой Катунь, образующая Обь!

Кстати озеро Телецкое - второе по глубине, после Байкала (сам не мерял, но говорят, что так оно и есть). В этих путешествиях с нами происходили забавные, курьезные, а иногда и очень опасные приключения, об одном из них я вам сейчас расскажу.

КАК МЫ ЛОВИЛИ РАКОВ НА ОЗЕРЕ КИРЕТЫ

Однажды жарким летом, мы с командой друзей, на четырёх автомобилях поехали на выходные в Челябинскую область, на озеро Киреты, порыбачить и отдохнуть. Название озера с башкирского переводится как изменчивое, в чем мы вскоре и убедились.

катамаран на крышеПарусный катамаран путешествовал с нами по всей России

Мы приехали на место, разбили лагерь, поставили палатки, запасли дров на костер, собрали надувной парусный катамаран "Простор", который в таких поездках был у нас всегда с собой, и готовились к вечерней рыбалке.

Катамаран представлял из себя разборный дюралюминиевый каркас, на который крепились пятиметровые поплавки, натягивалась палуба и устанавливалась семиметровая мачта с огромным парусом.

До вечера времени было ещё много и кто-то предложил, а не махнуть ли нам за раками. А дело было в том, что на Киретах, по какой-то причине, в последние годы раков не стало. Зато они в изобилии водились в озере Касли, которое соединялось с Киретами протокой.

мы с АлексеемОтчаливаем, ветер надул паруса, сейчас помчимся

До протоки от нас было километров шесть - семь, ветерок был попутный, и мы не долго думая, впятером прыгнули на катамаран, и помчались на озеро Касли за раками.

А погода стала резко меняться. Ветер все крепчал, небо затянули чёрные тучи и началась гроза. Но "тогда мы были молодыми и чушь прекрасную несли". Мы обрадовались грозе и ураганному ветру и долетели на катамаране до протоки буквально за несколько минут. Когда уже подходили к нужному месту, мы заметили, что нам преграждают путь провода высоковольтной линии, проложенной над заливом озера.

Во избежании трагедии, нам пришлось на полном ходу делать крутой поворот, в результат которого наш катамаран на огромной скорости вылетел на каменную гряду и мы все пятеро оказались на берегу.

К счастью никто не пострадал. И хоть место, на которое мы приземлились, было очень каменистое, мы отделались легкими царапинами и синяками.

Потом мы посмотрели на нашу семиметровую мачту и на низко висящие провода высоковольтной линии и поняли как нам повезло. Наша удаль молодецкая заставила нас быстренько все забыть и даже не думать о том, что могло бы с нами случиться и мы пошли за раками, оставив на берегу катамаран со спущенным парусом. Гроза уже почти прошла и мы впятером, перейдя через дорогу, оказались на озере Касли, собрали раков, наполнили ими приготовленные для этого мешки и отправились назад в наш лагерь на катамаране.

я на катамаранеПаруса, это словно крылья

Но хоть гроза и закончилась, но ветер продолжал дуть ураганный, причём прямо нам в лоб. Пришлось идти крутыми галсами и расстояние до лагеря оказалось намного длиннее. И если к Каслям мы двигались по ветру и пролетели до протоки за минуты, то обратная дорога заняла около двух часов. Народ в лагере уже успел за нас поволноваться, а мы весёлые, невредимые, с добычей вернулись и развеяли их переживания.

Вот такое приключение произошло с нами на озере Киреты!

Раки, кстати были замечательные.

ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Подобных случаев в наших путешествиях было очень много, хоть отбавляй, но сейчас я веду рассказ о постройке яхты.

Итак, мы посоветовались с женой и решили, что это как раз тот вариант, которого нам сейчас и не хватает.

А дело было в том, что наш катамаран (судьба так распорядилась) , приказал долго жить и мы очень скучали по своим парусам, а тут на наше счастье мне на глаза попал этот проект.

Я позвонил по указанному в статье телефону и мне сказали, что группа уже практически сформирована, не хватает только трех экипажей и уже в эту субботу будет первое занятие.

Жена рассказала об этом на работе и вот в субботу мы с внучкой и ещё двое мужчин со своими семьями, с Натальиной работы пришли в помещение СЮТа и записались на программу "Папа, мама, я - семейный экипаж". (Забегая вперёд, скажу, что один из этих мужчин, с Натальиной работы, лодку построил и до сих пор с огромным удовольствием использует ее для семейного отдыха и рыбалки, а у второго пороха не хватило и он продал свое недоделанное "счастье". Видимо не очень и хотелось).

Было начало февраля и у нас у всех появился азарт и огромное желание построить свои лодки к летнему сезону! Но не так-то все просто.

МЫ СТРОИЛИ ЛОДКУ

По этому чертежу мы построили швертботПостройка яхты началась с этого листочка из журнала

На первом организационной собрании нам рассказали, что программа "Папа, мама, я - семейный экипаж", была разработана городским Комитетом по делам молодёжи и спорту, совместно с руководством СЮТ и что строить свои яхты мы будем все по одному, утвержденному проекту, который был позаимствован из журнала "Катера и яхты"№85 и назывался "Робинзон" - парусная лодка тренера.

Это швертбот (что это слово означает, мы ещё не очень представляли, хотя и догадывались), пять метров в длину, сто восемьдесят сантиметров в ширину, с двумя мачтами, оснащенными шпринтовым парусным вооружением (а не бермудским, как у большинства яхт), от учебного швертбота "Оптимист". Два паруса площадью по три с половиной квадратных метра каждый, итого семь метров квадратных - это для новичков да и старичков, самое то, что надо.

Теперь про мудреное название - швертбот.

Про яхтную терминологию у меня есть отдельная заметка.

Есть яхты килевые, у которых прямолинейность хода и сопротивляемость перевороту обеспечиваются тяжёлым килем, а есть швертботы, у которых функции киля, в части прямолинейности хода, возложены на подъёмный или, как в нашем случае, поворотный шверт, а в части сопротивляемости опрокидыванию, на специальной конструкции скулы. И за счёт этих скул, корпус у швертбота (если смотреть в разрезе), не округлый, как у килевой яхты, а угловатый.

каркас яхтыИзготовили шпангоуты и ведем сборку на стапелях

Наш руководитель сказал, что помещение для постройеи яхт и необходимое оборудование для производства работ нам предоставит СЮТ, а мы должны сдать деньги на приобретение парусов и специальной водостойкой фанеры, а доски, бруски, клей, кисти и ещё массу материалов и полезных вещей для яхты, в том числе трубы на мачты и такелаж, мы должны приобрести сами, что мы и сделали.

Пока мы, совместно с СЮТом приобретали материалы, одновременно с этим произвели подготовительные работы - все узлы и детали, которые нужно будет изготовить из дерева, с мелких картинок в журнале "Катера и яхты"№85, мы перенесли на миллиметровую бумагу, в натуральную величину. И как только появились материалы, начались наши трудовые будни по постройке яхты своими руками.

Необходимые станки для деревообработки в СЮТе имелись. Инструмент, на первое время, в ограниченном количестве, нам предоставили, а в дальнейшем, каждый должен был приобрести свой собственный. Мы с женой трудились ежедневно, после работы, а в субботу и воскресенье с утра и до усталости. Очень много нам помогали мои друзья и сын. А другие экипажи, кроме одного, двух, работали менее интенсивно.

рыбачу на швертботе, построенном своими рукамиМечты сбылись, самодельная яхта построена

Но и результат дал себя знать и правда не в июне, а в августе два экипажа из нашей команды спустили яхты, построенные своими руками на воду и одна из этих лодок была наша. Она была ещё без парусов и без каюты и покрашена по черновому, но это уже было наше судно, построенное своими руками. При спуске на воду кораблю дают имя и у нас не было сомнений, как её назвать. Конечно, в честь нашей внучки, которая непосредственно принимала посильное участие во всех этапах её строительства.

Так на нашем озере появилась новенькая яхта - "Эвелина".

Мы поставили на лодку мотор, зарегистрировали её в Гимсе и ещё успели, до зимних холодов поймать несколько хороших щук.

ОКОНЧАНИЕ ВСЕХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

я на яхтеСтроительство яхты закончено - вперед на акваторию, ветер ловить!

А уже на следующий год зимой мы сделали каюту собственной разработки и весной установили её на яхту, а также установили мачты и оснастили паруса необходимым такелажем. Корпус судна оклеили стеклотканью и покрасили эповином - специальной двухкомпонентной краской, которая используется для ледоколов, а на борта нанесли имя корабля и его регистрационные номера. С установкой каюты, статус нашего судна изменился. Теперь это был крейсерский швертбот, со шпринтовым парусным вооружением.

И в начале июня мы с большой гордостью спустили на воду нашу белоснежную красавицу - яхту "Эвелину", сделанную своими руками.

в ангареНаша яхта, сделанная своими руками из фанеры, на зиму перебралась в крытый ангар

А ещё через год, через два, а некоторые и через три, закончили постройку своих яхт и остальные участники проекта "Папа, мама, я - семейный экипаж".

И с тех пор на нашем озере поголовье парусных судов увеличилось ещё на десяток, пусть не очень больших, но красивых, маневренных и удобных для семейной эксплуатации яхт.

И конечно, по этому поводу в моей голове сразу родился гимн нашей яхте, на музыку битловской песни, "Жёлтая подводная лодка"!

ГИМН

Швертбот своими руками мы построили, имя судну дали, осталось дело за гимном:

Наша яхта - хороша!!! И обводы и душа!!!

Ах, какие Паруса! Ну не лодка, а краса!

Припев:

.

"Эвелина" - лучшая у нас, лучшая унас, лучшая у нас!

"Эвелина" - яхта первый класс, яхта первый класс, яхта первый класс!

.

Наш швертбот на парусах, В полный "бабочкин" размах!

Если ветер не поёт, То мотор нас увезет!

Припев.

.

Все построили здесь мы! От бушприта, до кормы!

Ловим щук, катаем в ней - Мы подружек и друзей!!!

Припев.

.

Всего вам доброго.

Владимир Бабюк.

2020 год.

автор

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение