Парусная яхта и яхтная терминология

Яхта
Обновлено:

Люди используют паруса уже более пяти тысяч лет. Паруса применяются для преобразования энергии ветра, в движущую энергию, в основном для передвижения по воде. Но применялись они и на суше, для помощи в транспортировании повозок при попутном  ветре(в Китае) и даже на льду (буера - ледовые яхты). 

Раньше на больших парусниках использовали прямые паруса, закрепленные на реях, которые, в свою очередь, средней своей частью крепились к мачтам. Сейчас наибольшее распространение получили косые паруса, при помощи которых можно передвигаться на судне под большим углом к ветру, чем при использовании прямых парусов.

Сегодня мы поговорим про малые  парусные суда - яхты и швертботы и установленном на них оборудовании, для обеспечения движения судна при помощи ветра. 

Всё палубное оборудование делится на рангоут (мачта, рея, гик, гафель, шпринт, бушприт) и такелаж, который в свою очередь бывает стоячий (для крепления рангоута) и бегучий (подвижный - для управления парусами,  изменяя положения рангоута).

Типы яхт

В первую очередь яхты подразделяются на два вида -  моторные и парусные яхты. Отличие в мировоззрении. 

Моторная яхта

В первом случае, это комфорт и незабываемые впечатления, а во втором случае к этим двум составляющим добавляются ещё два - это романтика и экстрим. 

В статье я рассматриваю только парусные яхты

Парусная яхта с бермудским парусным вооружением. Подняты паруса грот и стаксель.

Парусные яхты подразделяются на несколько основных классов - это:

  • килевые яхты;
  • швертботы;
  • компромиссы;
  • многокорпусные суда.

Паруса, под действием ветра, стремятся опрокинуть яхту. Основным отличием классов яхт является разный способ борьбы судов против опрокидывания.

 На килевых яхтах для этой цели служит киль -  тяжёлое сооружение на днище(балласт), которое кроме сопротивления опрокидыванию несёт ещё одну функцию - препятствует сносу судна под ветер.

киль яхты

Неудобство в том, что яхта из-за киля не может подойти близко к пологому берегу и вынуждена вставать в акватории на якорь или швартоваться на специальных причалах.

 На швертботе функцию спасения яхты от опрокидывания несут мощные скулы корпуса судна, а функцию препятствия сносу судна под ветер несет выдвижной плавник, не имеющий балласта - шверт.

швертбот

За счёт того, что шверт выполняется подъёмным или поворотным, швертбот может подходить вплотную к любому берегу. 

На компромиссах используется так называемый "тяжёлый" шверт, оснащённый балластом. 

Кроме этого имеются ещё и многокорпусные яхты.

тримаран

Это двухкорпусные - катамараны и трехкорпусные - тримараны.

Мачты на яхтах

Яхты оборудованы одной, двумя или, при необходимости большим количеством мачт. Если судно оборудовано одной мачтой, то она называется грот. Если мачты две, то передняя называется фок, а задняя, расположенная ближе к середине судна - грот. Исключение, если задняя мачта расположена ближе к корме и намного меньше передней, то она называется бизань, а передняя, расположенная ближе к середине - грот. Если на судне мачт три и более, то все мачты, расположенные между фоком и бизанью, называются гротом и распределяются по номерам. 

Виды парусного вооружения яхт

Паруса, расположенные на мачтах, крепящиеся передней кромкой к соответствующей мачте называются по названию этих мачт. На фок-мачте - это фок, на грот-мачте - грот и на бизань-мачте - бизань. Кромки паруса называются шкоторинами.

  У треугольного паруса передняя, задняя и нижняя шкоторины.

У четырехугольного паруса, выполненного в виде неправильной трапеции, имеется ещё и верхняя шкоторина. Шкоторина, обшитая мягким тросом(ликтрос), называется шкаторина.

Углы между шкоторинами также имеют свое название. Не буду забивать вам голову лишней информацией. Скажу лишь, что задний нижний угол паруса имеет название - шкотовый. К этому углу крепится часть бегучего такелажа - шкот, посредством которого происходит управление парусом. 

паруса схематично

Существует много видов парусного вооружения яхт. Рассмотрим основные из них - это бермудское вооружение, шпринтовое, гафельное и латинское. Остальные типы менее распространены. Самое распространённое в наше время, это бермудское парусное вооружение яхт. 

  • Бермудский парус - это треугольный парус, передняя кромка (шкаторина) которого крепится к мачте, а нижняя к гику. 
Гик - это часть рангоута судна, которая расположена вдоль яхты горизонтально и крепится передним концом к мачте. 
  • Шпринтовый парус - это четырёхугольный парус, выполненный в виде неправильной трапеции, передняя шкаторина которого  крепится к мачте, нижняя - к гику, а задний верхний угол растянут по диагонали шпринтовым(выполняется из алюминиевой трубки), нижняя часть которого крепится к нижней части мачты. Яхту с такими парусами мы с женой построили самостоятельно.

некоторые термины

1- фок; 2- грот; 3- шпринт; 4-гик; 5- шкотовый угол; 6- латы.

  • Гафельный парус - это четырёхугольный парус, передняя шкаторина которого крепится к мачте, нижняя к гику или же, если гик отсутствует то ей придаёт жёсткость нижняя сплошная лата(латы - это жёсткие элементы, которые вставлены в специальные карманы паруса, для придания ему  определенной формы и жёсткости), а верхняя к гафелю, который является частью рангоута и передним концом(так же, как гик, но только в верхней части мачты) крепится к мачте. 
  • Латинский парус(один из самых древних) - это треугольный парус, острым концом направленный вперёд, верхняя шкаторина которого крепится на рею(рю), расположенную вдоль судна, и закрепленную средней частью на мачте. В настоящее время применяется в основном только на самых малых(пляжных) судах, в связи с тем, что с таким вооружением, в отличие от всех вышеперечисленных,  невозможно ходить под углом более двадцати градусов к ветру. 

Еще некоторые виды парусов

  • Стаксель - это треугольный парус, устанавливаемый перед мачтой и крепящийся передней шкаториной к носовой растяжке  мачты(штаг). 
  • Кливер - это практически тот-же стаксель, только его нижняя шкоторина находится не над палубой, а над бушпритом(горизонтально или наклонно установленная на носу судна часть рангоута). 
  • Спинакер - это парус, устанавливаемый на носу судна, используемый при попутном ветре, выполненный в виде огромного "пуза" (спинакерами, в шутку называют "пивные" животы, которые имеются у многих мужчин). 

Коротко о морских терминах

  • Склянки - время на судне отбивается каждые полчаса рындой (каждые четыре часа от одной до восьми склянок). 
  • Рында - судовой колокол. 
  • Банка - мель. 
  • Бак - палуба от носа до фок-мачты или надстройки судна. 
  • Полубак - надстройка над палубой. 
  • Кокпит - открытое место рулевого, отделенное от закрытых помещений водонепроницаемой перегородкой с дверью. 
  • Руль - приспособление для изменения направления судна, находится в кормовой части и состоит из пера руля, баллера - устройства обеспечивающего поворот пера и румпеля, передающего усилие через баллер на перо. 
  • Камбуз - корабельная кухня. 
  • Кок - корабельный повар. 
  • Гальюн - специальная площадка, не защищенная от воды, в передней части судна, для установки носового украшения, также используется для оборудования туалета. 
Вот на этом интересном слове и закончу перечисление некоторых специфических терминов из морского дела, которые должен знать каждый. 

.

Всего вам доброго. 

Владимир Бабюк. 

2020 год. 

автор

3 комментария

Аватар комментатора Жданов У Автор: Жданов У

Да, эти термины знать не помешает.

Аватар комментатора Владимир Бабюк Автор: Владимир Бабюк

Жданов У, Пойдешь на яхте и все знаешь, где грот, где гик, что такое кокпит и т. д.
Удачи желаю.
Владимир Бабюк.

Аватар комментатора Владимир Бабюк Автор: Владимир Бабюк

очень

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение